Решат ли главную проблему России платные дороги? Мнение эксперта
Большинство российских дорог могут стать платными. Российское правительство утвердило правила оказания услуг при проезде по платным автодорогам. Водителям придётся общаться со специальными операторами и заключать договоры. Куда поведут платные российские дороги? Об этом мы говорим с председателем объединения "Движение автомобилистов России" Виктором Валерьевичем Похмелкиным.
У микрофона – ведущий Игорь Гмыза.
– Как вы относитесь к тому, что в России появятся платные дороги?
В. Похмелкин напомнил, что он голосовал против закона, который ввёл институт платных дорог, по следующим соображениям.
Во-первых, это лукавство, что те дороги, по которым россияне ездят сегодня, бесплатные. На самом деле, люди за них заплатили и достаточно много в виде налогов, которые они платят. Если подсчитать все налоги автовладельцев в совокупности, то они исчисляются несколькими триллионами рублей. Из этих денег на дороги, дорожное строительство, ремонт, поддержание дорожной инфраструктуры тратиться только около 9 процентов.
– А остальные куда идут?
...
По словам В. Похмелкина, остальные идут через бюджет на решение других проблем. Но, считает гость, ситуация эта не нормальная, когда такая малая часть сугубо автомобильных налогов, начиная от акцизов на бензин, заложенных в его цене, и заканчивая транспортным налогом, учитывая при этом платежи за регистрацию автомобиля, за техосмотр и так далее, идёт на дороги. В этих условиях требовать ещё дополнительную плату, на взгляд эксперта, экономически и социально совершенно не обосновано и несправедливо.
Второе. В. Похмелкин очень боится, что в российском исполнении платные дороги станут просто способом взимания дополнительных поборов. Смысл платных дорог, вводившихся в ряде стран на Западе и Востоке, был в том, чтобы создать дороги бизнес-класса. То есть, есть дорога эконом-класса, по которой ездят все. Она обеспечивает достаточный уровень комфорта, надёжности и т.д. Любой человек спокойно может доехать по этой дороге. Но если кто-то хочет повышенного комфорта – большую скорость, отсутствие населённых пунктов, развитую дорожную инфраструктуру, он может заплатить и ехать по платной дороге, которая является некой альтернативой.
В России уже сейчас вовсю открыто говорят (и в Минэкономики эти речи раздаются), что никаких особо новых дорог не будет. То есть, часть дорог, по которым люди ездили бесплатно, превратят в платные дороги, ничуть не сделав их лучше. Возникает вопрос, а за какую такую дополнительную услугу люди будут платить? И такая опасность реально существует.
В-третьих. Обязательное требование, когда вводится платная дорога, чтобы плата за проезд по ней была равным для всех условием. То есть, это должен быть публичный договор, который бы заключался на одних и тех же условиях со всеми автомобилистами. Однако российский закон предусмотрел возможность для каждого владельца дороги устанавливать льготы. Законны льготы для машин оперативных служб. Они понятны и оправданны, потому что эти службы занимаются безопасностью жизни и здоровья людей. Но прописаны также и возможность вводить дополнительные льготы. И В. Похмелкин очень боится, что эти дополнительные льготы дадут не инвалидам, не людям нуждающимся, а тем, кто и сегодня ездит по Москве без всяких правил, включив "мигалку" или просто снабдив себя "блатным" номером. Пока каких-то гарантий, что будет как-то иначе, нет.
В этих условиях вводить платные дороги означает вводить новые необоснованные поборы с людей и ещё большую несправедливость.
– Сторонники введения платных дорог в России говорят, что, наконец, теперь у российских дорог появится хозяин. Разве это плохо?
В. Похмелкин не понимает, почему у российских дорог нет хозяина сейчас. Такой довод сторонников платных дорог он считает большим преувеличением. В качестве примера, он привел, намеченную уже платную трассу Москва – Санкт-Петербург. Оказалось, что как-то люди не спешат в неё вкладывать деньги и становиться хозяевами. Единственное – в очередь инвесторы выстроились лишь на те участки, которые идут до "Шереметьево" из Москвы и до "Пулково" из Санкт-Петербурга. Понятно почему, это аэропорты, туда всегда будут ездить. А вот с тем, чтобы найти деньги для более дальних участков, возникли большие проблемы.
В. Похмелкин напомнил, что и на Западе многие хозяева сейчас стали отказываться от платных дорог, потому что они себя не окупают и это дело не очень выгодное для инвестора. Это длинные деньги, которые тяжело окупаются и приносят прибыль. Фактически может получиться так, что все равно будет бюджетное финансирование, распоряжаться платными дорогами будет государственная компания, которую создали под эти цели специально, и ничего не изменится, кроме того, что автомобилисты будут платить дополнительно к тому, что они уже платят как налогоплательщики.
– На Западе, вы сказали, платные дороги не очень хорошо окупаются. Может, это потому, что там есть альтернативные дороги и экономные европейцы не спешат ездить по большим, свободным, но платным дорогам?
В. Похмелкин напомнил, что альтернативные автодороги – это обязательное условие появление платных дорог, которые должны быть обязательно хорошего качества, не длиннее, чем на определённое количество километров. В России формально это в законе тоже закреплено. Но уже есть реальный пример, что такое альтернативная дорога. Долгое время в Республике Татарстан по федеральной трассе при въезде в город Набережные Челны, где через реку Кама есть мост, для всех транзитных автомобилей незаконно на тот период устанавливали плату и предлагали объезд длиной 50 км в бок с чуть ли не паромной переправой. Формально вроде как объезд есть, но кто реально поедет? И дело не в том, что там брали небольшие деньги. Непонятно, как можно брать деньги за единственный путь, если это мост, который невозможно никак объехать.
– В Муроме летом есть понтонный мост, за проезд по которому берут по 10 рублей.
В. Похмелкин сказал, что можно понять, когда деньги берутся за переправу, за понтонной мост. Здесь какие-то дополнительные услуги оказываются. А когда просто уже есть построенный мост, причём на федеральной трассе, по который ездят транзитники, потому что она для того и предназначена… Существуют большие опасения, что с платными дорогами будет то же самое. Неслучайно Минэкономики уже заявило, что можно в принципе отказаться от альтернативных дорог. Платная дорога и всё – никаких альтернатив.
В западном мире, где уважение к правам человека – не формальный принцип, а суть жизни государства, власти пойти на подобное не могут. В России пока ещё этот принцип не восторжествовал на практике, а значит, риски сохраняются.
Валентина Ивановна из Балашихи: Я за рулем 48 лет, но таких безобразий никогда не было. Чтобы повышался и налог, и цена на бензин, а теперь ещё и платные дороги. Мы регулярно ездим в город Невель, что в Псковской области. Раньше была Рижская дорога, но сейчас её настолько разбили, что там просто ездить нельзя. Сейчас доезжаем до Смоленска и со смоленской дороги мы уходим на Невель на платную дорогу. Больше туда никак, ни по какой другой дороге не доехать. Берут за отрезок около 70 км 200 рублей. И это продолжается уже третий год. Куда мы только не обращались, никто нас не слышит и никто нас не видит.
– Могу огорчить слушательницу ещё больше, потому что участок трассы М1 в Беларусь, строящийся от МКАДа до границы с Республикой Беларусью, тоже планируют сделать платным. Так что в Невель она будет скоро ездить по двум платным дорогам.
В. Похмелкин считает, что высказанная точка зрения отвечает состоянию общественного мнения всех автомобилистов. Правильно сказано, что плату за дороги вводят на фоне увеличения всех остальных поборов. Назван был увеличившийся транспортный налог, только что были повышены пошлины за все действия, связанный с автомобилем. Причём, если на действия государства другого характера повысили пошлины в два раза, то на всё, что связано с автомобилем в целых четыре. Возникает только один вопрос. ПОЧЕМУ?
При этом ещё растут цены на бензин, поговаривают об увеличении тарифов ОСАГО. То есть, куда ни ткнись, везде повышение цен. Понятно, что существуют инфляционные процессы. Но, когда говорят о платных дорогах, понять это и принять невозможно. Сначала надо освоить те деньги, которые автомобилисты уже платят. Хотя бы 50 процентов от всего, что заплачено, потратить на дороги, отчитаться, представить все необходимые сведения, и потом создавать платные автодороги, но как альтернативные и бизнес-класса. Чтобы было как в самолете. Всех авиапассажиров ведь не заставляют летать бизнес-классом. Кто хочет, летает эконом-классом, причём существуют разные виды эконом-класса. Кто хочет повышенного комфорта, может лететь бизнес-классом. И это понятно. А когда человеку говорят, что отныне он будет ездить или летать только бизнес-классом, и других вариантов у него нет, или только в СВ в поезде, это, конечно, ненормально.
В. Похмелкин думает, что логика у этих планов простая. Автомобилисты считаются в целом людьми обеспеченными. И у кого-то возникла мысль, что раз они покупают машины, их содержат, платят за бензин, значит, они могут заплатить за что-то ещё. Но ситуация эта ведь не бесконечна и не беспредельна. Ладно, когда люди ездят по своим делам, что тоже важная вещь. А ведь есть ещё такой момент, как перевозка грузов. И получается, что с введением платы за дорогу вырастет цена перевозки груза, а также и инфляция по всей стране. То есть, повышается плата для автомобилистов, а итогом становится повышение денежной нагрузки на всех остальных. Вот такое тяжёлое и совсем не побочное последствие ожидает население России, если будет введена плата за дороги…
Окончание беседы слушайте в аудиозаписи программы на
Радио России