Chip, у нас с Вами одинаковые машины.
Позвольте несколько ИМХО.
1. ТЕОРИЯ. Наш мотор начинает ехать без большого вреда для себя лишь с 1500-1800 оборотов, при условии плавного нажимания на дроссель. Наш мотор имеет максимальный Мкр при 3000 оборотах. Если совсем грубо, то это прямо указывает на обороты, при которых необходимо переключаться для эффективной реализации возможностей двигателя с наименьшим ущербом для него. В повседневной жизни нужно поддерживать рабочие обороты двигателя в интервале +- 500 оборотов от оборотов мах. Мкр., т.е. 2500-3500 оборотов. Т.е. именно такой интервал ему по кайфу.
2. ПРАКТИКА. Не нужно тупо ( это не к Вам ) смотреть на тахометр, и переключаться строго основываясь на его показаниях, это не догма. Все зависит от соотношений нагрузки на двигатель, положения дросселя, числа оборотов, передачи и скорости автомобиля в каждых конкретных условиях. Опять же применительно к нашему мотору не стоит давать ему большую нагрузку (читай-давить на газ) при оборотах менее 1800. Те самые повышенные вибрации, про которые Вы пишите, говорят о том, что мотору, мягко говоря, очень не комфортно. Если совсем просто объяснить причины почему?, то при низких оборотах мы имеем низкую производительность маслянного насоса, т.е. имеем относительно низкое давление в системе смазки. Как следствие возникает возможность продавливания того самого маслянного клина, за счет которого происходит смазка всех пар скольжения, в частности, подшипников коленчатого вала. Т.е. возможно возникновение задиров вкладышей и в пределе - проворот подшипников коленвала за счет сухого трения. Результат - мотору кончук. Мотору не так страшно, чтобы пару раз за его жизнь его "перекрутили" , как постоянное "недокручивание".
3. ПРО БЕНЗИН. Я не гонщик и не спортсмен. Обычный без пяти минут пенсионер
.Опять же в зависимости от условий ( в повседневной городской езде ) переключаюсь на 2 при 2300-2800, на 3 при 2500-3000, на 4 при 2500-2800 на 5 при 2500. Часто с 3 перехожу прямо на 5 при оборотах 3200. Эти цифры привожу Вам как ориентировочные, т.к. еще много зависит от скорости непосредственно переключения передач. А наш Понь не шибко-то любит быстрые переключения
. Важно иметь ввиду следующее: после того, как Вы переключились и отпустили сцепление обороты двигателя при отпущенном дросселе не должны быть ниже 1800, а лучше 2000. Исходя из этих цифр Вы сами конкретно под себя сможете определить те обороты двигателя, при которых именно Вам нужно начинать переключаться.
При таком режиме движения у меня расход НИКОГДА не превышал 9,5 литров, и то 1 раз. Так средний по городу 7,8-8,3 , и это с частыми прогревами.
Одно время ( по началу) пробовал на нем переключаться четко на 2500. Правду говорю, на расходе это уловимо не отразилось.
Так что Ваши причины большого расхода ищите в другом месте.
Прошу меня понять и не пинать ногами. Я не утверждаю, что все сказанное есть истина в последней инстанции. Это только мой личный опыт